Качество движения - качество жизни !

Онлайн-библиотека уроков Осознавания через движение (по методу Фельденкрайза)

Пополняющийся перечень уроков, входящих в библиотеку:

  1. Здоровая спина и позвоночник
    Лежа на животе исследуем подъемы и повороты головы, взаимодействие головы, таза, рук и ног в разгибании всего тела
  2. Подготовка к «Тазовым часам»
    Исследование маленьких движений таза во всех плоскостях в положении лежа и сидя с различными вариантами постановки ног.
  3. Свобода и легкость в движениях таза
    Лежа на спине, исследуем движения таза в различных плоскостях, используя поддержку стоп, грудной клетки и рук. 
  4. Кардинальные линии тела
    Осознаем и улучшаем баланс 5 кардинальных линий тела через исследование сгибания в положении лежа на спине. Символические 5 линий — это: центральная линия, соединяющая голову и таз, 2 линии рук и 2 линии ног, которые соединяются с центральной линией.
  5. Первичные движения таза (улучшаем движение во фронтальной плоскости)
    В положении лежа на спине исследуем движения таза, взаимодействие таза и всего тела во фронтальной плоскости. В центре внимания опора в стопы, подвижность головы, позвоночника и ребер, дыхание. 
  6. Перекаты рук. Урок 1
    Классический урок, посвященный движению плечевого пояса: как движения рук отражаются в ощущениях всего тела, какие последовательности движений во всем теле возможны при вращении рук внутрь и наружу? 
  7. Перекаты рук. Урок 2
    Продолжение исследования движений рук и взаимосвязей со всем телом: новые вариации и возможности движения. 
  8. Плечи и таз/ знакомимся с основными движениями
    Через маленькие движения плечевого пояса и таза исследуем, осознаем и создаем нейтральное, отцентрированное положение суставов — как источник свободного и легкого движения.
  9. Перевороты со спины на бок
    Исследование процесса сгибания в медленных перекатах со спины на бок, прояснение «невидимых», плохо осознаваемых областей туловища в привычном, ежедневно повторяющемся функциональном движении. 
  10. Безопасность шеи. Урок 1
    Лежа на спине исследуем взаимодействия движения головы, плечевого пояса и таза — для комфортных и безопасных поворотов.
  11. Безопасность шеи. Урок 2 
    Продолжаем исследование взаимодействия головы, глаз, плечевого пояса и таза в поворотах — через дифференциацию и синхронизацию движений.
  12. Рука вдоль срединной линии (человек в молитве)
    Осознавание центра тела через исследование прикосновения и движения рук вдоль тела. Улучшение координации движения рук и плечевого пояса в базовых паттернах вращения внутрь и наружу. 
  13. Вращение кистей рук
    Лежа на спине выполняем перекаты кистей наружу и внутрь с переплетенными пальцами рук, исследуем взаимодействие запястья, плеча, лопаток и ребер, меняя направление движения. Урок направлен на освобождение верхнего грудного отдела и области основания шеи. 
  14. Свобода таза, грудной клетки и шеи в ротации и разгибании
    Лежа на животе  согнутыми ногами, исследуем повороты вправо и влево, переход в положение сидя.
  15. Перезагрузка глаз
    Основная причина переутомления глаз и ухудшения зрения — узкая специализация, приспособление к однообразным и часто повторяющимся задачам. Урок «перезагружает» зрение и связанные с ним функции через исследование полного спектра движений глаз.
  16. Параллели и диагонали: улучшаем движение позвоночника, ребер и дыхание
    Лежа на спине, исследуем сгибание туловища, используя различные способы взаимодействия рук и ног. 
  17. Легкое в сложном/ распознаем и прощаемся с лишним напряжением в сгибании
    В поисках самого легкого способа подъема рук и ног через эффективное взаимодействие центра тела и его периферии. 
  18. Координация всего тела в перекатах
    Исследуем координацию движений таза, плечевого пояса, головы, глаз и всего позвоночника в перекатах из положения лежа на спине на бок, наблюдая за различием в ощущении правой и левой стороны тела. Симметричные движения помогают нервной системе не только распознать асимметрию, но и создать баланс сторон за счет выравнивания мышечного тонуса. 
  19. Дыхание
    Исследование объемного движения ребер, живота и таза, которое производит дыхание — с помощью тактильного контакта и направленного внимания.
  20. Скрещивание коленей и координация движений глаз
    Один из серии уроков, улучшающих баланс сгибателей и разгибателей. Лежа на спине со скрещенными коленями, синхронизируем движения глаз, головы и ног. 
  21. Подвижность головы и позвоночника (Урок 1)
    В положении сидя исследуем наклоны головы вперед и назад, обращая внимание на участие и поддержку всего тела, улучшая баланс сгибателей и разгибателей.
  22. Подвижность головы и позвоночника (Урок 2)
    В положении сидя исследуем маятникообразные движения головы, обнаруживаем и улучшаем связи головы со всем телом в многоплоскостных движениях.  
  23. Скручивания: легкое в сложном
    Насколько легко вы оборачиваетесь, чтобы посмотреть назад, через плечо? Исследуем и улучшаем подвижность позвоночника, с особыми вниманием на верхний грудной отдел, область между лопатками и соединение шейного и грудного отделов. 

  24. Подвижность головы и тонус тела (Урок 1)
    В положении лежа на животе и в опоре на предплечья, продолжаем исследовать взаимосвязи головы и всего тела в движениях по принципу маятника. 
  25. Координация движений глаз и головы
    Нейтральное положение головы определяет осанку и тонус мышц всего тела. Исследуем движения глаз и головы в наклонах вперед и поворотах из стороны в сторону, чтобы заново почувствовать и отстроить  связь головы и всего тела.

  26. Подвижность головы и тонус тела (Урок 2)
    Тонус мышц-разгибателей, расположенных у основания головы, определяет тонус всего тела. В положении лежа на животе исследуем первые движения, которые совершает ребенок, осваивающий ползание. В этом движении улучшаем повороты и подъемы головы в опоре на руки и стопы. 

  27. Лицо и нижняя челюсть
    Исследуем движения губ, нижней челюсти и гортани, наблюдая за глубокими взаимосвязями и ощущениями изменения организации всего тела.  

  28. Объединяющее дыхание
    Урок — эксперимент, посвященный тому, как поддержка пола снаружи и направленное дыхание изнутри подобно скульптору формирую
    т новое качество тела. 

  29. Гибкость и координация всего тела в ползании
    В положении на четвереньках, выполняем мягкие и грациозные движения, в которых исследуем различные способы взаимодействия рук, ног и позвоночника. 
  30. Ноги в «лягушке»
    Лежа на спине, исследуем спиралевидные движения ног. Координируем их с подъемами головы, улучшая взаимодействие мышц ног и центра тела — через активацию косых систем.
  31. Края стоп. Урок 1
    Исследуем архитектуру стопы и ног, создаем ощущение объема и пружинистости внутренней и внешней арки стопы и ощущения вытяжения всего тела от стоп — для улучшения функции опоры в положении стоя, в ходьбе и беге.
  32. Осознаем и проясняем ощущение тазобедренных суставов
    В положении на четвереньках исследуем движения ног относительно таза и движения таза относительно ног — для  ясности ощущений того, где находятся тазобедренные суставы и как отзываются в них движения всего тела.  
  33. Сидя на пятках
    Опираясь на ладони и колени, ищем различные способы перемещения таза назад (как будто бы пытаясь сесть на пятки). Урок направляет внимание на ощущения и различные нюансы организации  себя в движении — для легкости в приседаниях и других, аналогичных движениях.
  34. Края стоп. Урок 2
    Продолжаем исследовать структуру и движения стоп в контексте «спиральных»  движений ног и всего тела. В этом уроке еще больше исследования и экспериментов для обогащения вашего двигательного опыта — для создания ощущений эластичности, упругости и взрывной силы в движении стоп.
  35. Перекаты со спины на живот 
    Учимся организовывать все тело и использовать поддержку пола удлиняясь и укорачиваясь в перекатах  со спины на живот.
  36. В положение сидя из положения лежа — через опору на локоть 
    Один из множества оригинальных уроков Фельденкрайза, посвященных развитию способности легко переходить из одного положения тела в другое. В этом классе вы будете исследовать возможности наиболее легкого перехода их положения лежа в положение сидя.
  37. Из положения сидя в положение лежа через перекаты пяток.
    В этом уроке вы будете исследовать взаимодействие рук и ног, учиться через удлинение задней поверхности ног переходить из положения сидя в положение лежа и обратно. 
  38. Перекаты из стороны в сторону с прямыми ногами.
    Смена положения тела через перекат — прекрасная функциональная практика, позволяющая наблюдать и осознавать разницу организации правой и левой стороны тела, выравнивать асимметричный тонус через симметричную задачу. 
  39. Из положения лежа в положение сидя через исследование движений позвоночника.
    Лежа на спине, исследуем возможность сесть и снова лечь, используя взаимодействие рук и ног. В этом уроке ваше внимание акцентируется на поиске баланса через ощущение противовеса, создаваемого туловищем и ногами, на плавность и обратимость движения. 
  40. Утренняя молитва (Урок 1)
    Наблюдаем за пространством внутри и вокруг себя, исследуя микро- и макроуровни сгибания и разгибания, открытия и закрытия, сжатия и расширения и улучшаем баланс сгибателей и разгибателей в этом процессе. 
  41. Утренняя молитва (Урок 2)
    Продолжая предыдущий урок, сосредотачиваемся на осознавании и улучшении связи головы с верхней частью позвоночника — через движения языка в глотательных движениях.
  42. Вверх по спирали. 
    Возраст человека может измеряться его способностью легко опускаться на землю и снова вставать на ноги.  В этом классе мы учимся вставать на ноги с достоинством и легкостью.
  43. Соединяя туловище с ногами.
    Развиваем тему урока «Ноги в лягушке», проясняя и улучшая взаимодействие туловища и ног. Этот класс будет особенно полезен людям, перенесшим травму ног, а также повреждения поясничного отдела позвоночника и живота.

  44. Голова в пространстве под рукой (на спине).
    Лежа на спине, и опираясь на ладонь, вы создаете пространство между кистью и плечом — для движения головы, исследования пространства и новых возможностей движения плечевого пояса и грудного отдела позвоночника. 
  45. Позвоночник как цепь (позвонок-за-позвонком). 
    Исследование движений позвоночника через подъем таза и головы и перекаты таза и лопаток. 
  46. Голова в пространстве под рукой (на животе).
    Лежа на животе и поставив руки как для отжиманий , вы направляете голову в пространство между рукой и туловищем. Исследуя это движение, вы создаете новые возможности для движения позвоночника в сгибании и вращении. 

  47. Две петли.
    Исследование трехмерного пространства позвоночника через движение  окружностей, образованных руками и ногами (стопа к стопе, ладонь к ладони)
  48. Всеобъемлющее дыхание.
    Исследование взаимодействия движений нижних (плавающих) ребер и грудины и трехмерного движения всего туловища в процессе дыхания — для создания более четкой  «карты тела» и понимания своего внутренного пространства. 
  49. Голова, плечи и ходьба. 
    Исследование относительных движений плечевого пояса и головы, таза и головы, а также координацию движений таза, плеч и головы в ходьбе.
  50. Стопы на стене.
    Лежа на спине с согнутыми ногами и поставив стопы на стену, вы наблюдаете за тем, как надавливание стопами создает движение во всем теле, вплоть до головы. 
  51. Кольцо из рук и движения глаз.
    Исследуем связи движения таза, плеч, головы и глаз в положении лежа на спине с согнутыми ногами и руками, соединенными в форме кольца. 
  52. Голова балансирует на позвоночнике.
    Опираясь на какую ногу вы ощущаете больше поддержки для головы? Этот урок — исследование движений плечевого пояса под головой и движений головы — над плечевым поясом и позвоночником. 
  53. Указательный палец руки держится за большой палец стопы. Урок 1.
    Обхватив большой палец стопы, исследуем движения таза, позвоночника, плечевого пояса и головы, различные возможности движения в сгибании и перекатах. 
  54. Указательный палец руки держится за большой палец стопы. Урок 2.
    Продолжение исследования взаимодействия рук, ног, таза, плечевого пояса и головы, новые нюансы и новые возможности  движения позвоночника в разных плоскостях. 
  55. Сидя «по-английски». Урок 1
    В опоре на кисти, локти и колени, исследуем различные возможности движения таза, коленей и стоп для перехода из положения стоя на четвереньках в положение сидя.
  56. Сидя «по-английски». Урок 2.
    Продолжаем исследование движений таза, стоп и коленей, располагая стопы вместе и врозь в положении сидя на полу. 
  57. Обнимая себя.
    В положении лежа на спине и лежа на животе, исследуем движения плечевого пояса, ребер, головы и таза, обняв себя собственными руками. 
  58. Скрещивание рук и перекат с живота на спину.
    Продолжаем исследовать движения плечевого пояса, интегрируя движения рук в положении лежа на животе и меняя положение.

  59. Освобождение тазобедренных суставов путем удерживания ног.
    Наблюдаем за движением тазобедренных суставов, таза и позвоночника, удерживая и направляя ноги руками.   удержания ног.
  60. Мобильность тазобедренных суставов.
    Исследуем вращательные движения стопы, голени, бедра и таза в положении лежа на боку.
  61. Рука под коленной чашечкой, в положении лежа на боку.
    Исследуем движения таза, позвоночника, плечевого пояса и головы, обхватив ногу рукой под коленом, лежа на спине и на боку.
  62. Раскрытие ног. Часть 1.
    Обхватив руками стопы, исследуем различные способы разгибания ног, исследую движения таза, головы и позвоночника.
  63. Раскрытие ног. Часть 2.
    Обхватив руками стопы, продолжаем исследовать взаимосвязи движений таза, головы и позвоночника при разгибании ног.  
  64.  Рука под коленной чашечкой и перекаты головы.

    Этот урок — продолжение в серии уроков с захватом рукой ноги под коленной чашечкой. Исследуя различные способы подъема головы из положения лежа на боку, вы находите новые способы взаимодействия с полом при перекатах со спины на бок.

  65. Локоть к колену и еще, лежа на животе. 
    Сближая и удаляя противоположные локоть и колено, наблюдаем за различными нюансами этого движения и изменениями организации всего тела. Классический урок, посвященный балансу мышц-сгибателей и разгибателей.
  66. Дифференциация движений кисти руки.
    Лежа на спине, исследуем движения плечевого пояса, кисти и пальцев ведущей руки.
  67. Кисть руки под коленной чашечкой, в положении лежа на боку.
    Продолжение серии предыдущих уроков, в которых вы исследуете различные варианты движений всего тела, захватывая рукой ногу под коленом. 
  68. Переход в положение сидя, кисть руки под коленной чашечкой.
    Обхватывая ногу рукой под коленной чашечкой, вы ищите наиболее легкие способы сесть из положения лежа на спине, чувствуя вес своего тела и используя движения позвоночника, таза и головы. 
  69. Из положения лежа на спине в положение стоя в одно движение. Часть 1.
    В положении лежа на спине и сидя, со скрещенными коленями вы исследуете различные возможности в перекатах на бок и переход из положения лежа в положение сидя, и из положения лежа в положение стоя в одно движение. 

  70. Из положения лежа на спине в положение стоя в одно движение. Часть 2.
    Каждое движение в этом уроке помогает вам почувствовать больше комфорта и уверенности в ситуациях, где необходимо встать на ноги из положения сидя на полу, а также из положения лежа на спине.  
  71. Играя локтями на скрипке. Часть 1.

    Лежа на спине и сидя с переплетенными пальцами рук, исследуем движения  рук и плечевого пояса вокруг головы.

  72. Играя локтями на скрипке. Часть 1.
    Продолжение исследования движений плечевого пояса и рук, с переплетенными пальцами. 

  73. Лежа на боку, грудина становится гибкой.
    В положении лежа на боку и тактильно исследуя область грудины, ищем способы улучшить движение головы и поддержку головы всем телом. 
  74. Позвоночник как звенья цепи.
    Лежа на спине, вы исследуете различные возможности движения позвоночника и ребер при подъеме таза вверх. 

  75. Дифференциация рук в положении лежа.
    Лежа на спине и расположив руки под спиной, ищем различные возможности в движении рук и плечевого пояса.

  76. Скольжение руки в положении лежа на боку. Часть 1.
    Лежа на боку, вы скользите прямой рукой вперед и назад, как будто удлиняя и укорачивая руку, наблюдая за движениями позвоночника, головы и таза.

  77. Скольжение руки в положении лежа на боку. Часть 2
    Новые вариации уже знакомых по предыдущему уроку движений и новые наблюдения.

  78. Голова и колени в промежуток. Часть 1.
    Лежа на животе, вы отталкиваетесь одной рукой от пола и ищете разные способы сблизить голову и колено в пространстве между локтем и полом. 

  79. Голова и колени в промежуток. Часть 2.
    Новые вариации и новые нюансы в движении, имитирующем ползание. 
  80. Ротация плеч, плечи к потолку, бедра к потолку.
    Лежа на спине, вы приподнимаете и сближаете плечи и тазобедренные суставы, наблюдая за движениями позвоночника, взаимодействием центра тела с руками и ногами. 

  81. Сгибание пальцев и кисти правой руки, в сочетании с переходом в положение стоя.
    Кисть руки очень значима для мозга человека. Мы постоянно используем руки, выполняя огромное количество сложных и очень точных движений. Но кисти — это еще и «точка входа» к диалогу с нервной системой. Вас ждет незабываемый опыт и очень яркие ощущения! Этот урок открывает серию классов, связанных с движением правой кисти. 

  82. Равномерный тонус и удлинение всего тела.
    Лежа на спине и отталкиваясь одной стопой от пола, вы находите множество способов потянуться вверх за рукой, используя поддержку пола и наблюдая за изменением мышечного тонуса.

  83. Сгибание правой ладони, надавливание в пол, чтобы поднять колено.
    Продолжение серии уроков, связанных с «пульсирующим» движением правой кисти.

  84. Из положения лежа на животе в положение стоя, с рукой в форме колокольчика.
    Продолжение серии уроков (NN81, 83), связанных с пульсирующим движением кисти руки.

  85. “Плавающее» ползание и рука в форме колокольчика.
    Продолжение серии уроков NN 81, 83, 84. Наблюдая за движениями позвоночника, таз и головы, вы создаете и сочетаете различные варианты ползания и мягкой пульсации кистей рук.

  86. «Ханукка» (руки в форме подсвечника).
    Лежа на спине вы наблюдаете за перекатами позвоночника, приподнимая то таз, то голову и двигаясь «позвонок-за-позвонком». Движения рук помогают вам обнаружить новые нюансы, по-новому почувствовать свой позвоночник. 

  87. “Плавающее» ползание, рука в форме колокольчика и пальцы стоп.
    Продолжение серии уроков NN 81, 83 — 85. Новые наблюдения и нюансы движений позвоночника, рук и ног в ползании.

  88. Подбрасывание частей тела в воздух.
    Лежа на спине, вы слегка подкидываете вверх то руки, то ноги, то руки и ноги в различных комбинациях. Подбрасываете, поворачиваете их в воздухе и позволяете им падать, постукивая по полу.

  89. Соизмерение тонуса при подъеме частей тела.
    Представьте, что лежа на полу, вы можете приподнимать ноги, таз или голову также легко, как указательный палец на руке. При хорошей организации движения мы можем контролировать степень усилия, производимого различными мышцами таким образом, чтобы ни одна часть вашего тела не напрягалась больше, чем другая и не напрягалась бы больше, чем это необходимо для задуманного вами движения.

  90. Объемное дыхание.
    Лежа на спине, наблюдаем за взаимодействием нижних ребер и грудины во время вдоха и выдоха.

  91. Движения пальцев ног помогают приподнять голову.

    Лежа на спине, наблюдаем за простыми движениями стоп, взаимодействием сгибателей и разгибателей во всем теле.

  92. Лежа на животе, направляем взгляд на линию горизонта.
    Исследуем движения позвоночника, таза, стоп, помогающие поднимать и поворачивать голову, ищем новые способы взаимодействия с полом.

  93. Глаза исследуют линию горизонта.

    Лежа на спине и сидя, исследуем движения глаз и головы вдоль воображаемой линии горизонта.

  94. Перекатывая голову между ладонями.
    Лежа на спине и сидя, поворачиваем голову с помощью собственных рук, координируя движения рук, головы и глаз.

  95. Переплетая пальцы стоп.
    Суставы стоп через рецепторы дают мозгу огромное количество информации, необходимой для движения, поддержания равновесия, ощущения устойчивости и безопасности в положении стоя на ногах. 

  96. Смотрим в бесконечность.
    Направляя взгляд вперед-назад, вниз-вверх, вправо-влево, мы наблюдаем за тем, как меняется форма глазных яблок и тонус всего тела. 

  97. Позвоночник поддерживает голову.
    Лежа на животе исследуем спиралевидные движения ног, таза и позвоночника, помогающие вам приподнимать и поворачивать голову. 

  98. Поднимаем части тела над полом одновременно.
    Лежа на спине и сидя, сближаем и удаляем друг от друга локти и колени, исследуя различные возможности использования опоры. 

  99. Перекаты с рукой-колокольчиком. Урок 1
    Лежа на правом боку, приподнимаем левую ногу и левую руку, соизмеряя их вес и стремимся к легкости, исследуя различные возможности использования опоры и распределения веса тела между его центром и периферией.

  100. Не на спине, не на боку.
    Исследование перекатов со спины на живот и с живота на спину с использованием движений рук плечевого пояса. 

  101. Перекаты с рукой-колокольчиком. Урок 2
    Продолжаем процесс исследования возможности перекатываться с бока на спину и обратно путем распределения мышечного тонуса и поддержания равновесия туловища, рук и ног.

    Цикл «Здоровье позвоночника и улучшение осанки»

  102. Удлинение через сгибание. Урок 1.

    Лежа на спине, вы поднимаете голову, сближая локти и колени, используя способность грудной клетки уплощаться

  103. Эластичность позвоночника.
    Лежа на боку, вы исследуете движения рук и ног, наблюдая за тем, как меняется ощущение длины позвоночника.

  104. Удлинение через сгибание. Урок 2.

    Лежа на спине, вы поднимаете голову, сближая локти и колени, на этот раз — по диагонали. И перекаты вправо и влево. 

  105. Организуем спину, чтобы чувствовать легкость в положении стоя.

    Лежа на животе, вы отталкиваетесь рукой от пола, направляя голову и колено в пространство между рукой и туловищем.

Библиотека уроков постоянно пополняется. Посмотрите расписание ближайших классов.

Оформите ежемесячную подписку на уроки

На этом сайте:

Подписку на все уроки по методу Фельденкайза можно оформить прямо здесь, на этом сайте.

Доступ к урокам вы получите через личный кабинет. Срок действия абонемента — 1 месяц.  Для продления доступа вам будет необходимо повторно внести оплату. 

Ежемесячная подписка на уроки в соцсетях:

Если вы — активный пользователей соцсетей, то подписка на уроки по методу Фельденкрайза в Telegram или ВКонтакте будет максимально удобна. Покупка оформляется однократно и продлевается автоматически.

Подписка в Telegram
Подписка во ВКонтакте